Платный въезд на территорию города – «Золотые Ворота» в Астану

Платный въезд на территорию города – «Золотые Ворота» в Астану

22.05.2024

·

6 минут чтения

Через пару лет планируется, что въезд на территорию столицы Казахстана власти сделают платным. Чем спровоцировано такое решение? Возможно, это очередная попытка отбора денег у обычных граждан сравнительно законным путем? А может эта мера просто вынужденная, задумана для определенных благ? Какие преимущества могут дать «блокпосты», организованные на важных дорогах главного казахстанского города? Разберемся в данном вопросе детальней.

Шлагбаум или объезд? Или как лучше въехать в Астану?

Планируется, что оплачиваемые въезды в столицу Астану начнут действовать в 2020 году. Пока еще не известно какие положительные или отрицательные моменты принесет данное новшество и как отразится на аренде авто в Астане.
Все детали на сегодняшний день не известны, но в планах шесть платный въездов с Астану, которые находятся на основных артериях транспортной развилки города:

  • Проспект Нургисы Тлендиева – направление Костанай;

  • Коргалжынское шоссе – в сторону Коргалжын;

  • Улица Ондирис – направление Кокшетау;

  • Шоссе Алаш – в сторону Павлодар;

  • Шоссе Каркаралы – направление Косшы;

  • Трасса Астана-Караганда.

Но! Это отнюдь не все пути ведущие в Астану. Если внимательно изучить карту города, то станет понятно, что лазейки бесплатного въезда все же существуют. Это проселочные небольшие дороги, которые проходят через городскую черту и пересекают вышеупомянутые пути на достаточном расстоянии от столицы.
Целесообразно ли использовать такие лазейки? Ведь если водитель не захочет платить за въезд в город и примет решение заехать в объезд, ему придется проехать больше расстояние, делая немаленький крюк, а значить потратить больше времени и топлива. На данный момент еще не определена стоимость въезда в Астану. Но предположительно будет дешевле все же заплатить за въезд, нежели пытаться заехать в город в объезд.

Какие цели или выгоды ожидает акимат?

По данным Управления транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры благодаря внедрению платного въезда в Астану будет уменьшена значительно нагрузка на дорожную сеть улиц города. Ведь количество автомобилей, которые будут ездить в столице в час пик снизится на 30%. С одной стороны, данный показатель солидный, но не понятно сколько это в количественном выражении.
В округе Астаны в 30-километровом радиусе расположены 42 населенных пункта, люди из которых приезжают каждый день в столицу на работу. При этом суточный дорожный трафик насчитывает порядка 75 000 авто, которые ежедневно утром въезжают, а вечером выезжают с города.
Давайте представим, что система платных въездов уже функционирует и стоимость одного въезда составляет 100 тенге. Только за одно утро рабочего дня казначейство сходу получит 7,5 млн тенге. В месяц, без учета выходных дней, сумма будет составлять около 187,5 млн тенге.
А может стоимость въезда будет не 100 тенге, а в два или три раза выше? Легко казначейство обогатится на полмиллиарда! Очень даже не хило и без каких-либо усилий. Это своего рода «золотые ворота» в главный город Казахстана.

Помощь в розыске и работе коллекторов

Но в этой ситуации видна несправедливость по отношению к жителям населенных пунктов с округа Алматы. Почему они обязаны каждый раз платить, чтобы посетить столицу, особенно в случае работы здесь? Но при этом столичные жители ни копейки не будут платить за посещение областных населенных пунктов. Может логично было бы сделать платным также и выезд с города?
Такое решение дает преимущества в вопросе контролирования передвижения транспортных средств. Предположим, платные системы за въезд будет установлены и в других крупных казахстанских городах. Такой подход значительно упростит процесс отслеживания передвижения каждого конкретного автомобиля. В случае попадания авто в розыск, моментально можно будет определить место его нахождения. Система мгновенно зафиксирует, что машина выехала с Алматы, проехала Астану, появилась в Караганде и прочее. Это делает эффективнее и значительно проще оперативно-розыскные работы. А если было зафиксировано, что авто заехало в конкретный город и не выехало, значительно суживается круг его поиска.
Такая система также была бы крайне полезной и в других важных делах. Например, в случае, когда отец не платит своему ребенку алименты, прописанные ему в судебном порядке, или выплачивает мизерную их долю, оправдываясь тем, что у него отсутствуют доходы и доказывает свою минимальную официальную зарплату. При этом он весьма преуспевший предприниматель, который просто скрывает свои доходы, но ведет весьма насыщенную и интересную жизнь, позволяя себе гулять и посещать развлекательные заведения, ездить по всей стране на хорошеньком авто.
Такая ситуация стала бы весомым поводом, чтобы наложить арест на автомобиль должника отца-алиментщика. При этом его отыскать будет несложно благодаря системам платных въездов в города. При надлежащей санкции изъять у него автомобиль не составит труда, даже если хозяина не будет рядом. Если отец оперативно не оплатит всю сумму задолженности, то просто-напросто его транспортное средство будет продано на аукционе, а с полученной суммы будет удержан долг по алиментам. По такой же схеме можно также разыскивать неплательщиков налогов и должников по банковским оплатам, что весьма упростило бы работу коллекторов.

Поезжайте заграницу – все узнайте и спросите

Для создания нормально работающей системы платного въезда в Астану следует провести большую юридическую, техническую и социально-психологическую серьезную работу. Ведь главная идея данного дела заключается отнюдь не взимании денег с водителей, а в отказе большего количества граждан от личного транспорта. Казахстанские чиновники говорят, что, разрабатывая данный проект, они учитывали успешный опыт заграничных городов, таких как Стокгольм, Лондон, Болонья, Сингапур, Эдинбург, Милан.
На примере Сингапура такая мера ограничения въезда в город транспорта была фантастически эффективной. Число въезжающих утром в центр города автомобилей сократилось на 76,3%. Да, Сингапур, бесспорно, показательный город, но по многим причинам не для россиян.
В Стокгольме весьма показательная и правильная ситуация касательно данного вопроса. Здесь центр города совсем не загружен транспортом личного предназначения. Находиться в центре Стокгольма на личном авто удовольствие не из дешевых. Но, прежде чем закрыть въезд в центр города, властями была проделана колоссальная работа. В развитие столичного общественного транспорта было вложено 100 млрд шведских крон (приблизительно 10 млрд евро или 4 триллиона тенте). Данная сумма приравнивается по величине с годовым бюджетом Казахстана на 2017 год.
Помимо этого, власти Стокгольма провели не один референдум местного значения, чтобы убедить соотечественников в пользе, важности и преимуществах данной новаторской идеи. Горожане не сразу соглашались, но в дальнейшем все остались довольны результатами. После изменений стокгольмская инфраструктура общественного транспорта может рассчитывать на титул лучшей в мире. И это так, ведь здесь организованно на высоком уровне множество альтернатив личного автомобиля – от масштабной стеки метро на сотню станций до карет, работающих в качестве автобусов.
В Стокгольме, наверное, все финансы, выделенные на развитие инфраструктуры общественного транспорта, до копейки были потрачены по назначению. Мечтать о создании такой схемы в Астане пока еще очень рано. Если хотя бы десятая часть того, что функционирует сегодня в Стокгольме, внедриться у нас – это уже будет прекрасно. Главная суть в данном деле проста – важно, чтобы горожане знали точно и уверенно, во сколько приходит общественный транспорт, что его рейсы регулярны и в достаточном количестве (без толкучки и давки). Тогда у людей не будет возникать желание ездить ежедневно на личном автомобиле.
Одна из важных задач, которую также придется решить властям – организация возле города парковочных мест. Ведь в города ежедневное приезжает большое количество людей. Например, ежедневно в Алматы въезжает около 250-300 авто, а в Астану – 75 тыс. Чтобы люди не заезжали в центр города на авто, чиновникам необходимо предусмотреть парковочные площади (охраняемые и бесплатные) в достаточном количестве.
Представьте парковку на 100-300 автомобилей. Пока еще не понятно, как возможно реализовать такой проект. С площадями проблем вроде бы не должно быть, ведь степи Казахстана безграничны. Открытым и проблемным будет вопрос с охраной, ведь люди однозначно не захотят оставлять свой автомобиль при въезде в город на неохраняемой территории, например вблизи микрорайона Калкаман или рынка «Алтын-Орда».

Кусочки одного и того же пазла

Сама по себе идея платного въезда в крупные города хорошая и перспективная. Но готов ли к такому шагу хоть один казахстанский город? Достаточно ли количество автобусов, отвечающих современным стандартам комфорта и качества?
Главная задача транспортной системы любого крупного города – обеспечение комфортного перемещения людей на общественном транспорте, а не на личных авто. Кроме модернизации общественного транспорта и организации ограничений для владельцев авто, решать данный вопрос следует также иными методами и способами. Например, можно развивать сервис каршеринга – кратковременная аренда автомобилей. Эффективно также будет создание преференций людям, кооперирующихся добровольно для городских поездок.
В некоторых странах существуют привилегии для легковых автомобилей, в которых все места для пассажиров заняты, им разрешено ездить по полосе общественного транспорта. Возможно, у нас также пора принимать такие привилегированные меры? А то гоняют по полосе общественного транспорта без какого-либо наказания наглые ушлые водители. Попробуйте проехать в час пик по главной артерии Астаны – центральной улице Абая. Зачастую здесь самые масштабные пробки создаются именно из-за таких борзых водителей, а не в потоке, соблюдающем правила движения. Это некачественная работа городских исполнительных органов.
Еще одним путем решения может стать смещение центра притяжения потока автомобилей. Ведь именно в центр города стремится большой поток людей, так как здесь сконцентрирована большая часть жизни – бизнесовые, деловые и торгово-развлекательные центры, офисы, компании, салоны красоты и здоровья и многое другое. Ситуация с наплывом транспорта поменяется, если центр города немного освободить от избыточного количества развлечений и рабочих мест, перераспределив все это среди удаленных районов.
Например, в Алматы можно было бы переместить акимат более молодой и перспективный Алатаунский район. Действенными стали бы поощрительные меры для предприятий, добровольно перебазирующие свои офисы в удаленные районы, например, ввести для них налоговые послабления.